Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Андрей Большаков: Талантам всегда было трудно

В выставочном центре "Сокольники" прошла Международная выставка "Музыка-Москва'96", на которой я встретился с Андреем Большаковым, известным по работе в группах "Ария" и "Мастер".

- Андрей, вы были одним из основателей "Арии" - первой профессиональной группы в нашей стране, играющей в стиле "Хэви-металл". Но до этого вы играли в группе "Зигзаг", которая наряду со "Смещением" Александра Грановского была в списке запрещенных в годы антироковой борьбы. Что это вообще было за время и чем был вызван запрет на вашу музыку?

- Действительно, в то время существовал список запрещенных коллективов, включавший в себя группы и исполнителей которые не укладывались в рамки советской массовой культуры и которые не игра ли произведения членов Союза композиторов. В наших текстах не было ничего такого, что могло бы у кого-то вызвать недовольство. Просто существовала монополия и все коллективы должны были исполнять 80-85% музыки членов Союза композиторов. В противном же случае их запрещали.

Что же касается моего творческого пути в то время, то кроме "Зигзага" я играл в венгерской группе "Фламинго", а затем - в группе "Коктейпь".

- 12 сентября 1996 года два известных композитора признались, что они ничего не понимают в рок-музыке, но тем не менее приветствуют "Арию" и желают ей всяческих успехов. Вы не помните, кто "благословил" вас?

- Среди тех, кто оказал Арии" моральную поддержку, были Саульский, Петров и Тухманов.

- В феврале 1987 года вы уходите из "Арии" и создаете "Мастера". А была ли хоть какая-то возможность избежать раскола?

- Ничто не вечно под луной, и любые коллективы рано или поздно распадаются. У нас, к сожалению, очень быстро наступили разноголосия в области музыки, непонимание в сфере каких-то жизненных ориентиров и дальнейшего пути развития. Но я считаю, что Ария" была лучшей металлической группой в стране в тот период, и последние концерты группы перед расколом, которые состоялись в "Лужниках", были, как мне кажется, лучшими за всю историю ее существования.

Расставание всегда печально. С одной стороны, мы получили возможность самовыражения - нам разрешили одеваться и вести себя, как хотим. С другой же - раскол был неизбежен по причинам, о которых я уже сказал.

- Андрей, вы сотрудничали с такими поэтессами, как Маргарита Пушкина и Нина Кокарева. А чья поэзия вам наиболее близка?

- Стихи Нины Кокаревой, а тексты - Маргариты Пушкиной.

- Подводя итоги 1995 года, журналы "The Guitar" и "GuitarWorld" назвали гитаристом . 1 Эдди Ван Халена. Согласны ли вы с их мнением?

- Я не люблю группу "Van Halen", но преклоняюсь перед Эдди Ван Халеном как гитаристом. Он уникальный мастер.

- В этом году "Ария" отмечает свое 10-летие. Не возникает ли у вас желания сыграть совместный джэм "Арии" и "Мастера" н тем самым сделать незабываемый подарок всем вашим фэнам?

- Дело в том, что я не получал ни одного приглашения от участников группы "Ария", хотя к ним я прекрасно отношусь

- А как вам их новая работа "Ночь короче дня?"

- Я слышал ее, и мне кажется, что на протяжении всех этих лет "Ария" играет и поет одно и то же. Они просто по максимуму копируют стиль и манеру исполнения "Iron Maiden". Поклонникам "Iron Maiden" это, наверное, нравится, но мне нет.

- Но лучше все-таки слушать самих "Iron Maiden"...

- Мы как-то пригласили журналиста из Европы на Фестиваль "Монстры рока" в Череповце. Там он увидел "Арию" и сказал: "А что они будут делать, когда приедет "Iron Maiden"?". Спросил он это, абсолютно не зная нашей специфики, ведь для нашей публики все равно, кто кого копирует. И тем более "Iron Maiden" к нам приезжают не каждый день.

- Андрей, вам приходилось бывать на многих выставках за рубежом, в частности на "Namm show" в Лос-Анджелесе. Приближается ли эта московская выставка к западному уровню по представленным Здесь инструментам и шоу-технике?

- Конечно, ничего общего между этой выставкой и, скажем, "Nam Show" или "Music Messe" во Франкфурте нет, но тенденция очень хорошая и я всячески приветствую такие выставки.


Алексей Холопцев.
Газета «Музыкальное ОБОЗрение», 19 апреля 1996 года