
– Первый вопрос к Михаилу Житнякову. Вы пришли в группу с 25-летней историей, с двумя очень сильными вокалистами: Валерием Кипеловым и Артуром Беркутом. Было ли волнение? Не ударить в грязь лицом, исполнить песню на должном уровне и привнести что-то свое?
– Конечно, было и волнение, были и какие-то сомнения на этот счет: смогу ли я, потяну ли я, потому что планка, поставленная предыдущими вокалистами, была достаточно высокая. Поэтому волнение было однозначно.
– В то время, когда ушел Кипелов и пришел Беркут, поклонники разделились на два лагеря: были как почитатели, так и противники. И сейчас происходит тоже самое, некоторые говорят: вот был Беркут, он ушел, как же так...
– Это элемент сравнения и от него никуда не денешься, когда меняются любые музыканты в группе, а тем более, если речь идет о вокалисте, то это всегда вызывает много разговоров. Начинаются какие-то сравнения, кому что ближе и так далее... Морально я себя к этому настраивал, но справился с этим благодаря присутствующим здесь участникам коллектива...
– У вас в этом году вышло два альбома: «Феникс» и Live in Studio. Что сподвигло записать Live in Studio – старые хиты с голосом Михаила?
Отвечает Владимир Холстинин (В.Х.): Есть несколько причин: первая – когда пришел Михаил, мы вынуждены были репетировать давным-давно полюбившиеся нам старые песни. Пока мы их репетировали, мы делали какие-то записи, чтобы потом посмотреть работу над ошибками. Нам эти записи очень понравились, и мы решили их потом выпустить. Но есть еще одна причина. Много людей имеют возможность выложить в Интернете записи собственного производства с концертов, у этих видео ужасный звук. Поэтому нам хотелось сделать какую-нибудь более менее приличную запись.
– Когда вы собираетесь сделать такой альбом с Мишей, чтобы бы был такой же мощный выплеск, как и с Беркутом в свое время. Причем Беркута все знали до этого, а Миша не очень был известен публике?
Отвечает Виталий Дубинин (далее – В.Д.): Готов уже. «Феникс».
– «Феникс» понятно. Имеется в виду такой, чтобы совсем...
–...Эти песни раньше нигде не записывались, ни где не звучали, они только появились, так?
– Нет, я просто в доказательство. «Феникс», конечно, хороший альбом, но его не так уж и хорошо приняли, правда?
– А по моему, его очень хорошо приняли. Если сравнивать с тем же Беркутом десять лет назад, то «Феникс» гораздо лучше приняли. И Мишу как вокалиста, и альбом. Сколько тогда было недовольных, и прочее, прочее. В этот раз такого не было. Ни на концертах, ни после выхода альбома. Это с нашей стороны такое наблюдение.
– Какие-то сольные проекты никто не планирует?
– Пока никаких ярко выраженных вроде нет.
– Следующий вопрос Владимиру и Виталию. Я вот читал недавно, что планируется к осени выход ваших именных гитар от фирмы Aria. Можно подробности. Ведь это значительный шаг для любого музыканта – именной инструмент?

– Вопрос о Маргарите Пушкиной (постоянный автор текстов «Арии» – прим. ред). Насколько мне известно, на последних двух альбомах у текстов появились новые авторы. С чем это связано? С занятостью Маргариты Анатольевны? Или захотелось увидеть новый взгляд на свои идеи?
В.Х.: Это больше ко мне вопрос, потому что у меня песни написаны с другим поэтом. Здесь ничего особенного нет. Раньше нам Александр Елин часто помогал, сейчас он совсем охладел к нашему творчеству, и на Риту легла большая нагрузка. Поэтому хочется разгрузить ее как-нибудь, немножко помочь.
Также мне интересно работать с Игорем Лобановым. У нас с ним появился неплохой дуэт, контакт. Мы хорошо понимаем друг друга. Как-то случайно так получилось – он пришел к нам и сказал: а я вот вырос на ваших песнях... (Смеются.) И давайте я одну какую нибудь сочиню, так сказать, связать поколения. Ну мы решили попробовать. Он сочинил, мне понравилось и с тех мы не можем расстаться.
– Я когда-то давно прочитал, что у вас есть песня «Колизей», которая была готова еще до выхода альбома «Химера», но не вошла в него по каким-то причинам. Есть ли еще такие песни в закромах?
В.Х.: Да, немного, но есть. Были и раньше, есть сейчас. Песня «Ночь короче дня» вот так у нас примерно лет пять-шесть пролежала.
В.Д.: Но это не совсем песни. И я не считаю, что у нас есть какие-то песни в закромах. У нас полно мелодий, и, может быть, даже готовые аранжировки. Но песни у нас, как правило, появляются непосредственно перед записью, потому что все поэты работают гораздо медленнее, чем пишется песня. Поэтому если мы вдруг достаем какую-нибудь мелодию из закромов, то песня становится уже непосредственно перед альбомом.
– Вышла песня «Симфония огня» на книгу Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». После этого множество моих знакомых сразу начали читать Рея. Я и сам начал читать. Получается, вы как-то сподвигли людей читать книги?
В.Х.: Да, книжка как раз об этом. Я заходил в книжный магазин через неделю после выхода альбома, а продавец мне говорит: «Я не понимаю, что происходит (меня он не узнал), всего Бредбери смели». Я и подумал: в следующий раз, когда пишешь такое произведение, нужно заранее договариваться с книжными магазинами.
– Владимир, в одном вашем интервью,после юбилейного концерта, вы говорили, что альбом «Герои асфальта» – лучший в вашей жизни. Он был записан где-то за неделю и сведен за день...
– За три недели записан. И где-то за сутки был сведен.
– По себе знаю, бывает такое состояние, кураж, когда все пишется и все идет, а потом люди сидят годами на студии и ничего не складывается...
– У многих музыкантов такая история: первые альбомы записаны быстро, а последние пишутся по полтора года. Я думал, почему так происходит. И, мне кажется, это не потому, что люди исписались. Просто планка постепенно поднимается. И каждый следующий альбом должен быть не хуже предыдущего по крайней мере, а желательно в чем-то лучше и интереснее, поэтому каждый раз все больше и больше времени уходит на написание. И еще, как я заметил по себе лично, у меня возросла требовательность к самому себе. Если раньше я быстрее соглашался на какие-то мелодии, то сейчас медленнее. И по сто раз переделываю. Может и зря, конечно...
– Более выборочно уже относитесь?
– Да. Но раньше с этим было по-другому, потому что мы музыку придумали в голове, а потом проигрывали на гитарах, и вот она существовала как-то в воздухе. А сейчас у каждого есть компьютер, можно туда все записать, сидеть, менять местами, переделывать – мусолить, и все это может тянуться месяцами. Это здесь можно быстро решить: два припева или один. Решили и забыли. А дома этим же можно целую неделю занимается, вот так сидеть, сегодня один, завтра два. Как настроение, с какой ноги встал, от того и зависит. Компьютер – это, конечно, зло для творчества с одной стороны.
– Бывает такое, что за 25 лет гастролей вы устаете и решаете на месяц два отдохнуть? Или обычный образ жизни уже не видится за 25 лет гастролей?
– Само собой это происходит. Например, январь – очень неэффективный месяц с точки зрения прогнозирования и задела на концерты. Поэтому январь можно спокойно отдыхать.
– Летом отдыхаете на нашем побережье, или лучше за границей где-нибудь?
– А мы и не работаем. (Смеются.) Мы отдыхаем при первом же удобном случае, на гастролях можно отдыхать, если есть выходные, а так – каждый куда захочет: и в Россию можно съездить? и за границу в том числе. Отдыхать везде хорошо. Главное, чтобы желания совпадали с возможностями.
– Сергей, вы были недавно в Германии, что нашей стране не помешало бы оттуда взять? Что удивило?

– Ну это же получается срез общества. Потому что это общество само виновато.
– Ну конечно, это система. Не просто же один какой-то плохой мальчик наверху сидит и портит всем жизнь. Вспоминая наши институтские годы, а мы с Вовой и Виталиком в ста метрах друг от друга учились, с первого курса все студенты делились на два лагеря: одни пили пиво, играли на гитарах ну или занимались какими-то своими делами, изредка ходя на лекции, и во время сессии напрягались. А была еще другая группа – общественники. Они почему-то сразу выделили свое ядро. Они носили пиджаки, галстуки, все стали комсоргами, парторгами. Произошло естественное разделение на общество. И вот эти самые люди, комсомольцы, и сейчас в принципе у власти. То есть они сами себя выделяют из массы. Мы просто не пошли бы в какие-то комсорги, и поэтому жизнь на этом этапе естественный отбор проходит. И они ступенька за ступенькой идут к власти, но они уже были гнилые тогда, по своей сути. Вот система так работает.
– А какие хобби есть? Например, про Владимира писали, что он разводит цветы комнатные и рыбок.
В.Х.: Есть у меня аллергия, я не могу держать собак и кошек, поэтому я все больше по траве и рыбам. В общем, у кого шерсти нет.
– Я вот даже читал, что вы когда уезжаете, просите кого-то полить ваши цветы?
В.Х.: Ну да, есть у меня человек, помогает.
– Я бы хотел еще устроить такой маленький блиц для молодежи, которые не ходят на концерты и смотрят эти концерты посредством монитора. Посоветуйте этим людям, если вам не сложно, что бы им послушать. Буквально 5-6-7 композиций, героев, или может быть альбомов, персоналии, групп, русские, нерусские, можно назвать себя – все, что угодно.
– Мне сложно. Мне кажется, нет универсальных советов. Все-таки смотря опять же для чего. Если ты решил ознакомиться с историей рок-музыки, надо начинать в хронологическом порядке, если же ты приверженец какого-то одного стиля, то совершенно по-другому. Просто я сейчас посоветую что-то не то. Можно же посоветовать и свой путь...
– Люди, которые любят «Арию», так или иначе прислушаются к этому и пойдут по возможно правильному пути...
– Я бы хотел отметить такую вещь, что сейчас Интернет – это колоссальный ресурс. У них есть такая возможность – искать и находить хорошую музыку, у нас такой возможности не было, но мы искали и находили. А они не знают где ее взять. Пускай они попробуют сами поискать эту музыку. Почему они этого не хотят делать. Почему они там смотрят эти идиотские мультики, а не занимаются нормальным делом?
– Группа «Ария» ведь по большому счету – группа, которая не изменяет себе на протяжении долгого времени. Что с одной стороны очень хорошо, так как группа, не то что бы она не меняется, она всегда растет над собой. С другой стороны, многие думают: надо всегда что-то новое, надо всегда за чем-то гнаться, возможно, за модой.... Скажите, почему у вас это все так получается, на чем то вы все держитесь? У вас какая-то платформа внутренняя, правильно?
В.Д.: Мы такие, какие мы есть. Что мы умеем, то мы и делаем. Не было никогда такой задачи, мол, давай сегодня поиграем в этом стиле, а сейчас это поднадоело, и давай попробуем в чем-нибудь другом. Есть масса таких людей, и у них хорошо получается. Но мы никогда и не пытались следовать моде или какому-нибудь определенному течению. Делали то, что получается. Пытались, как нам казалось, сделать что-то радикально другое, но все равно потом все могли сказать, что это «Ария». Как мы умеем играть, как мы умеем сочинять, так и получается. Отчасти может быть это и в силу нашей ограниченности какой-то. (Смеется.)