Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

Интервью с вокалистом группы «Ария» Михаилом Житняковым

Журнал «Телепрограмма» поговорила с вокалистом «Арии» Михаилом Житняковым о тонкостях работы с оркестром и грядущем выступлении, конечно.

Сочетание симфонических инструментов с роковым звучанием набирает все большую популярность. И даже группы с небольшим сценическим стажем, а также играющие в стилистике, казалось бы, слишком далекой от классической музыки, считают своим долгом выступить в сопровождении симфонического оркестра. Что уж говорить о мэтрах рок-сцены.

Группа «Ария» была первой в России, кто привлек к работе симфонический оркестр. Эпохальное выступление «Арии» с оркестром «Глобалис» под управлением Константина Кримца состоялось на фестивале «Нашествие» в 2001 году. С тех пор поклонники группы неоднократно просили повторить подобный эксперимент. И вот, в честь 30-летия «Арии» было решено вновь привлечь к выступлению оркестр. Концерт состоялся в рамках ежегодного фестиваля «Ария Фест» в конце ноября 2015 года. Аншлаговое шоу оказалось настолько успешным, что было решено его повторить весной 2016 года. И вот, буквально через пару недель, 28 апреля, на сцене столичного зала «Крокус Сити Холл» «Ария» вновь выступит с оркестром «Глобалис», которым на этот раз будет руководить известный шведский дирижер Ульф Ваденбрандт.


Михаил, не успели вы за пять лет привыкнуть к роли вокалиста «Арии», как прошлый год принёс новое испытание — выступление с симфоническим оркестром «Глобалис». Расскажите о своих ощущениях от этого шоу?

Надо сказать, что каждый год, так или иначе, приносил новые впечатления и новые испытания — первые затяжные гастроли, первое серьёзное выступление для большой аудитории в Москве, первый выезд за границу. И вот теперь — первый юбилей, который совпал с выступлением с симфоническим оркестром. В итоге, могу сказать, что не так страшен чёрт, как его малюют — всевозможные опасения, что что-то может пойти не так, не оправдались. Судя по отзывам — да и у нас самих было время всё проанализировать — кажется, всё получилось.

Мало того, что это был первый подобный опыт в вашей жизни, так ещё и клуб-гигант Stadium Live оказался забитым под завязку. Насколько тяжелее было нести такой груз ответственности перед аудиторией в 9000 зрителей по сравнению с рядовым концертом тура?

Любой московский концерт является ответственным мероприятием, а если это выступление в рамках «Ария-феста», то и подводит некий промежуточный итог тура, который длился целый год. Ну а выступление в таком не тривиальном составе — двойная ответственность, которая задаёт самые высокие стандарты. Симфонический оркестр подразумевает очень прозрачный относительно традиционного рок-метал концерта звук и требует максимально сконцентрированной работы на сцене.

Многие поклонники отмечают экспрессивную работу шведского дирижёра Ульфа Ваденбрандта, который очень органично влился в сценическое действо «Арии», а как музыкантам группы работалось с Ульфом?

Работать с Ульфом было очень легко. Несмотря на определённый языковой барьер, нам удалось достичь такого правильного контакта, который позволил нам отработать этот концерт на одной волне. Ульф оказался человеком, который достаточно серьёзно погружён в рок-культуру и хорошо её знает. Если верить его словам, он испытывал настоящее наслаждение, работая с металлической командой да ещё и для такой большой аудитории. Перед самим выступлением был день репетиции на Мосфильме, и уже там стало понятно, что Ульф, несмотря на большой опыт работы с артистами самых разных жанров, — наш человек.

Как известно, Ульф сам играет на барабанах в рок-группе, не было ли мысли сделать поклонникам сюрприз и усадить его в одной из песен за барабанную установку?

Очень неплохая идея (смеётся). Думаю, что когда-нибудь — может, и не в нашем случае, — российскому слушателю удастся увидеть Ульфа, в том числе, и за барабанами, это было бы здорово. Его активная работа на сцене выдаёт в нём человека, имеющего непосредственное отношение к ритм-секции, и, даже не видя его за барабанами, можно представить, что барабанщик он хороший.

Из зала было хорошо видно, что музыканты оркестра не просто отрабатывают концерт, но и получают большое удовольствие от выступления. Им действительно близка музыка «Арии»?

Когда мы приехали на репетицию на Мосфильм, оркестранты уже разогревались, играя определённые фрагменты. А когда подключились музыканты «Арии», всё зазвучало в полную мощь, и тут уже стало очевидно, что все играют с нескрываемым удовольствием. Опять же, «Глобалис» — оркестр с большим опытом, в том числе, и по части выступлений с рок-группами, так что многие музыканты были хорошо знакомы с репертуаром группы и подходили к этому концерту с душой.

Одной из песен, исполненных с оркестром, стала и ваша композиция «Точка невозврата». Что вы почувствовали, когда симфонический оркестр из 60 человек играл написанную вами песню?

Любой музыкант по своей природе наделён здоровой порцией тщеславия, поэтому услышать своё произведение в таком исполнении для такой широкой аудитории… Сказать, что я был счастлив, — это не сказать ничего!

Недавно Владимир Холстинин сказал, что новому альбому «Арии» быть. Есть ли у вас планы продолжить участие в написании песен?

Я бы с удовольствием, желание есть и ребята меня поддерживают, но тут надо понимать, что композитор-то я начинающий (смеётся). Мыслей в голове много, но при этом есть осознание того, что не каждая мысль достойна стать песней. Поэтому каждую идею необходимо долго вынашивать и шлифовать до определённого уровня, прежде чем хотя бы показать её ребятам, не говоря уже о том, чтобы выпустить в виде песни. К тому же «Ария» изначально задала очень высокие стандарты качества музыкального материала. Какие-то заготовки у меня есть, а что с ними будет дальше — время покажет.

По оценкам поклонников группы за пять лет вы совершили серьёзный скачок в развитии — как в вокале, так и в сценическом поведении. Довольны ли вы тем уровнем, которого удалось достичь на данный момент?

Очень приятно слышать такие отзывы. Я действительно над собой работаю, посещая педагога по сей день, и, думаю, мне ещё есть куда расти (смеётся). А в том, чего удалось добиться, помимо работы с педагогом, есть и серьёзная доля опыта, работы в группе с таким мощнейшим гастрольным графиком. Та уверенность на сцене, которая появилась теперь, это следствие большого количества концертов перед самой разной публикой. Это наше общее достижение, за которое я благодарю всех посетителей наших концертов, а также музыкантов группы.

Не так давно «Ария» пробила стену так называемого «неформата» и отыграла живой концерт в студии одного из телеканалов. А как вы считаете, для группы такого ранга и с такой историей всё-таки важно иметь телеэфиры или с развитием интернета необходимость в них отпала?

Я думаю, что эфиры делают своё дело и многие коллективы и исполнители — не обязательно в рок-музыке — обязаны своей популярностью телевизору. И отрицать силу телевидения в качестве средства продвижения группы бессмысленно. Другой вопрос в том, что выступление в программе Захара Прилепина «Соль», которая идёт далеко не в прайм-тайм, — это такая маленькая форточка, которая открылась для какой-то, может быть, новой аудитории. И если кто-то впервые открыл для себя группу «Ария», а кто-то услышал, что в группе произошли определённые изменения и теперь она звучит именно так, нужно благодарить именно этот эфир.

Находится ли у вас сейчас время на прослушивание музыки? Что из последних новинок смогло зацепить?

Музыка, конечно, есть, но, к сожалению, учитывая занятость и те задачи, которые передо мной стоят, времени на новинки не хватает. Плей-лист в моём телефоне не обновлялся уже, наверное, года 2–3.

22 и 28 апреля в Питере и Москве соответственно состоятся новые шоу «Арии» с симфоническим оркестром. Что бы вы могли в связи с этим сказать поклонникам группы, которые по какой-то причине не смогли услышать «Классическую Арию» на юбилее в прошлом году?

Прежде всего, хотелось бы пригласить всех на эти концерты, которые являются значимыми событиями в масштабе группы. С момента выхода первой «Классической Арии» в 2001-м году и по сей день группе поступали просьбы от поклонников о её возрождении. В 2015-м году оно случилось и теперь нас ждёт не просто повторение, но и развитие проекта. Было круто и будет, я думаю, ещё круче!


Фото: Сергей Луканкин, Владимир Астапкович


Вячеслав Куприянов
Портал Телепрограмма, 12 апреля 2016 года