Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

«Ария»: Русcкие всё отдали первому встречному

Патетичная «Ария» любима бунтарями за гимн военным лётчикам «1100» и эпическую «Балладу о древнерусском воине». В последние годы главный «металлический» монстр России оброс легионом фанатов. Увы, какое-то время этим даром группа распоряжалась довольно неряшливо, сгоняя несознательных подростков на пивные фестивали и усыпляя их слух вялыми песенками про бездельников-мотоциклистов. Раскол группы, гулко ухнувший ровно год назад, пошёл истинным «арийцам» на пользу. В то время, как экс-вокалист «Арии» Кипелов поёт в честь дам лёгкого поведения серенады, обновлённая «Ария» сравнивает современную Россию с Колизеем, где бесправные рабы дерутся за кость у ног самодура-императора. Свежий диск ансамбля «Крещение Огнём» содержит пламенные экскурсы в боевую историю России и суровые наставления будущим повстанцам. О новом альбоме, старых советских гимнах воспитании молодёжи нам удалось поговорить с гитаристами «Арии» Владимиром Холстининым, Виталием Дубининым и Сергеем Поповым.

- Первой ласточкой с вашего альбома «Крещение Огнём» стала песня «Колизей», и символично, что, когда она раскручивалась, произошёл концерт Пола Маккартни в Колизее. Не видите ли Вы какой-то мистической связи между этими двумя событиями?

Нет, потому что песня была написана значительно раньше, чем произошёл концерт. Мы тогда и не знали, что Маккартни будет там выступать. Колизей – само по себе место очень популярное и привлекательное. Там ещё «Пинк Флойд» давал замечательный психоделический концерт.

- А у вас нет такого ощущения, что Маккартни – сначала концертом в Колизее, а потом и возмутительным выступлением на Красной площади осуществил глобальный акт попрания американской цивилизацией славной истории других народов?

А почему американской цивилизации – он же из Англии?

- Я имею в виду западную цивилизацию, безнадёжно отравленную дурманом унифицированного американизма.

Трудно сказать... Нам кажется, что он тоже патриот своей Родины, поэтому и выступает в таких местах, как Красная площадь. А вот у нас всегда с этим были проблемы. Для России – это наболевший вопрос, поскольку наше государство большое, многонациональное и 70-летние призывы к дружбе народов, кажется, сделали своё дело: народ забыл свои корни и всё отдал первому встречному.

- Мне показалось, что на диске «Крещение огнём» вы гораздо активнее, чем на предыдущих своих альбомах, эти корни нащупываете.

Ну, не то, чтобы активнее. Просто мы ставим насущные проблемы. И то, что новый альбом вызывает столько споров (например, на нашем сайте) говорит о том, что мы верно нащупали тему. Это действительно всех интересует.

- На новом диске присутствует песня «Битва» с очень нетипичным для вас зачином в русском народном духе:

И роса, и слеза
Пеленою на глазах
В черной заводи колодца
Бродит яркая звезда...


«Битва» создавалась достаточно спонтанно. Не было задачи кого-то удивить, поразить, но в итоге получился контраст между «народным» вступлением и «тяжёлыми» куплетами. Изначально вступление выходило совсем уж «валенкообразным». Его забраковали, и оно стало более электронным. Наш гитарист Сергей Попов написал на эту музыку примерную «рыбу», которая по смыслу уже определяла окончательный текст, сочинённый Маргаритой Пушкиной

- По сути, «Битва» - космико-футуристическая версия гимна «Священная война». Раньше было – «с фашистской силой тёмною, с проклятою ордой», а у вас – «с космической ордой».

В варианте Попова вообще были строки про «последний бой», мы ещё говорили, что настоящий «Интернационал» получается: «Это есть наш последний и решительный бой».

- Сразу вспоминается «Че Данс»: «А где-то, чуть выше неба сражаются ангелы и космонавты»… Кстати, откуда в «Битве» взялся образ «воинов пятой расы», которым таки надлежит одолеть «космическую чуму»?

Это надо спрашивать автора окончательной версии Риту Пушкину. Она читала Блаватскую и оттуда почерпнула пророчество. Нам же гораздо больше нравится игра слов: «пятой расы» – «п..расы»

- Как получилось, что в новом диске всё-таки возобладала героическая эстетика, а столь характерные для вас ранее воспевания падших дам и кокетливый сатанизм сошли на нет?

«Кокетливый сатанизм» - это хорошо сказано, надо взять на заметку (дружный смех). А героический пафос возник потому, что мы просто жили в таких условиях - полгода были, как на передовой, каждый день чувствовали себя, как в окопе. Вот там – наши, там чужие, там – не определившиеся. Нам надо было выжить, поэтому, наверное, и альбом получился очень… специфический.

- С чем связан настойчивый языческий подтекст?

Кокетливый языческий подтекст (иронично, со значением)!!

- Как раз не кокетливый, в отличие от сатанизма!!!

Он не то, что бы языческий – просто национальный колорит.

- Ну как же – в песне «Крещение огнём» явная антитеза героического язычества официальному Православию.

Но Православие же на самом деле одно из самых тёмных пятен на истории Руси!! Если брать книжки по отечественной истории, то они, как правило, начинаются с Х века – то есть уже после Крещения Руси. А о предыдущем периоде информацию достать очень сложно. Это о чём говорит? О том, что, наверное, кому-то это было нужно

- В связи с пафосом, героизмом и Православием у меня появилась параллель с «воцерковлённым» диском «Алисы» «Солнцеворот». Как вы относитесь к резкому переходу Кинчева в лоно Православия?

К сожалению, ничего определённого о «Солнцевороте» сказать не можем, да и вообще, плохо знакомы с творчеством Кинчева. Но то, что сейчас звучит по радио – это, безусловно, формат в самом плохом смысле этого слова.

- Но ведь именно «Солнцеворот» на радио не ротировался. С одной стороны – слишком тяжёлый, а с другой – якобы пропагандирует фашизм.

Фашизм?! (заинтересованно).

- Ага, якобы... Там буквы «о» в названии – в форме свастики.

Нам не нравится, когда люди так круто меняют свои убеждения. Мы ни в коем случае не призываем наших поклонников стать под знамёна Антихриста, верующих или язычников. Главное – воспитать человека думающего. Ведь «Homo Sapiens» - это не столько человек разумный, сколько способный мыслить.

- Вам не кажется, что песня «Патриот», наоборот, бьёт в лоб, и слушатель даже не успевает задуматься?

Да, она в некотором роде – автобиографическая. Сначала случился раскол в группе, а потом произошёл раскол между нашими поклонниками. Одни клялись нам в верности и любви, а другие вопили, что мы – самозванцы и подонки, что у нас ничего не получится. К тому же была очень тяжёлая ситуация в стране. Грянул «Норд-Ост», и песня писалась в тот самый момент, когда всё вокруг рухнуло одновременно. Поэтому песня и получилась такая жёсткая.

- А как бы вы среагировали, если б вдруг некая оппозиционная партия включила «Патриота» в сборник партийных гимнов?

Нам было бы очень приятно. Если всякие попсовые радиостанции включают наши песни включают в свои сборники (с возмущением), то почему мы должны быть против, чтобы родственные силы их использовали?! Дело в том, что патриотизм у нас был всегда какой-то ненастоящий. А теперь он вообще приобрёл негативный оттенок: если патриот – значит обязательно фашист. Почему раньше слово «патриот» было словом тошнотным, а теперь и вовсе превратилось в ругательное? Во всём мире люди любят свою страну и ничего крамольного в этом не видят.


Мульти-портал «KM.RU», 06 января 2004 года