Неофициальный сайт легендарной группы «Ария»

Пресса

«Истинный ариец»

Барабанщик легендарной группы «Ария» рассказывает о своём ударном ремесле

Если раньше "Ария" устраивала гастрольные туры в поддержку свежеевыпущенного альбома, то 17 мая в FESCO-Hall шел концерт, а новый диск "Чужой" еще не был записан...

"Чужой", "Страж империи" и "Мессия" - три композиции из грядущего в нескором будущем диска "арийцы" представляли с опаской. Но они раскачали зал наравне с "Колизеем" и "Палачом". Спустя несколько минут публика "стояла на ушах", воздев горящие зажигалки...

Увы. Кипелова не заменит никто. Даже такой орел, как Беркут. Такой вердикт готовы вынести многие фанаты "Арии". Более того, "Ария" без Кипелова - это хуже, чем Кипелов без "Арии", считают они. Сильный голос Беркута - высший пилотаж, но не уникальный кипеловский тембр. Его все время будут сравнивать. Ему досталось тяжкое бремя второго после блестящей карьеры первого - Кипелова. Но... Немногие помнят Артура Беркута как солиста легендарного арт-рокового "Автографа". По большому счету, Беркут был раньше. Но его почти забыли.


Ударное дело

Барабанщики в роке - особая каста, самый взрывной и экспрессивный народ. Макс Удалов - такой.

В тот день на одной из радиостанций Владивостока давал интервью басист Виталий Дубинин, и после криков в гримерке: "Теперь пойдешь отдуваться ты!" - к нам выплыл улыбающийся Макс. Барабанщик Удалов - контраст солидным Холсту (соло-гитарист Владимир Холстинин) и Дубу. Он тараторил без умолку. Казалось, если он остановится, умрет на месте. Даже во время фотосъемки Макс вертелся, как мальчишка, поминал спустившиеся шины своего "Мерседеса" и последнее выступление. Интервью окончилось, когда стало ясно: приближается концерт.


- Судя по всему, поклонники не скоро услышат новые песни?

- Увы, для нас неожиданной проблемой стала собственная студия звукозаписи. Она дает широкие возможности и развращает одновременно. Ты можешь себе позволить глубже работать над материалами. Но, с другой стороны, увлекаешься процессом и... идешь по кругу. А еще процесс растягивается, потому что мы привыкли получать готовые тексты от Маргариты Пушкиной и других поэтов. Но настоящая песня рождается месяцами. Доработка текстов еще продолжается, отодвигая выход альбома в обозримое будущее. Когда? (Смеется.) На форумах в интернете поклонники жалуются, что водим их за нос. Простите нас, ребята, - мы работаем.

- Не появлялась мысль что-то кардинально поменять - поработать с другим поэтом, выступить в ином стиле?

- Радикальные перемены в творчестве уже состоявшейся группы - наказуемы. Даже сейчас пошел негатив на новые песни, которые мы включили в концертную программу.

- За 20 лет в шоу-бизнесе произошли существенные изменения. Как было раньше? Что помогало, а что мешало? Как система работает сейчас?

- Изначально группа не была коммерческим проектом, где за кулисами пухлый папик командовал: "Сейчас вы снимаете эту одежду, едете в бутик - вас там оденут. Часы - только от Франка Мюллера. Костюмы - от Гуччи".

Изначально Володя Холстинин и Алик Грановский всего лишь хотели выпустить классный рок-альбом, но колесо Фортуны повернулось иначе. "Ария" попала в яблочко. "Перестройка", масштабные политические перемены - это сыграло нам на руку. Но ведь все могло повернуться по-другому, как и с любой другой рок-группой того времени: даешь хороший концерт, а потом выходит статья в газетке: "Волосатые хулиганы на сцене!!!" Как итог - партсобрание, репрессии... Я помню, в 1984 году исчезло из-за давления сверху несколько команд, где играли мои друзья. Кипелов, кстати, пришел в "Арию" из нейтрального, но развалившегося по тем же причинам ансамбля "Лейся, песня".

У нас в музыкальном кружке лежала бумажка с примерным перечнем западных коллективов, нерекомендованных к прослушиванию. Напротив Kiss, которые воспевали чувственную сторону любви, жирная надпись - "фашисты".

Сейчас цензуры нет. И этот плюс медленно перерастает в жирный минус. Наша российская поп-музыка - кусок плесени без перспективы к развитию.

"Формула успеха"

- Существует ли некая формула успеха для вас лично? Как обрести успех молодым неформатным группам?

- Что значит "формула успеха"? Все возможно, если не заниматься лишь разговорами и пьянками, как часто бывает. Нужно запастись терпением... и действовать. Нужно оглядываться на каждый прожитый день и думать, что ты сделал для музыкального роста или для достижения своей мечты, - тогда, я думаю, все должно получиться. И даже, если группа не станет широко известна, о ней будут с уважением отзываться как о достойном проекте.

Не путать божий дар с яичницей!

- "Ария" всегда касалась тем философских, религиозных, иногда - социальных. Массовое обращение музыкальных звезд к религии и эзотерике - это хорошо?

- Мне не нравится, когда музыкант выходит на сцену и начинает читать мораль. По этому поводу существует хорошее выражение: не надо путать божий дар с яичницей. Музыкант должен играть, а не пасти народы.

Ты уверовал глубоко? Езжай на Соловки, строй монастыри, уйди от мира. Есть вещи, о которых нельзя кричать, нельзя юродствовать.

Не люблю, когда тексты рок-исполнителей воспринимают двусмысленно. Взять ту же "Алису" и Кинчева. Их партийная пресса обвиняла в пропаганде фашизма! Обвиняют и нас. Но смотреть порой противно и на Кинчева. Он поет о вере, а от денег больших не отказывается. Перед выходом освящает сцену святой водой и толкает высокоморальные речи перед камерой...

- Церковь недавно выдвинула ультиматум Борису Моисееву...

- А я вспоминаю фильм "Пришла и говорю" с Пугачевой. Там в одной сцене на заднем плане скачет молодой Моисеев. И видно - парень не знает хореографии. И я не раз задумывался: по каким признакам Пугачева отбирает приближенных. В западную эстраду - Том Джонс, Джо Кокер - Моисеева просто не пустят. Или Зверев... Допускаю, что он крутой стилист. Стрижет по пять человек в минуту... Но при этом обязательно лезть на сцену, да? Лишь в России существует культ имиджа. Лишь у нас встречают по одежке. Звререв, Моисеев - это все неправильно. Это называется одним словом - гламур! И поверьте, нигде на Западе или в США этого не осталось. В принципе.

Беспечные ангелы и призраки шоссе

- Для вас это слово ругательное?

- Отнюдь. Это слово олицетворяет то, что противно рок-культуре. Видите ли, нормальные джинсы нормального музыканта не должны блестеть. Мотоцикл - должен. А джинсы на человеке, который приехал на этом мотоцикле, должны быть простыми. Долларов за 20...

- Раз уж мы заговорили о мотоциклах, вы часто выступали на концертах и акциях вместе с "Ночными волками". Сегодня дружите?

- Лично я к "беспечным ангелам" симпатий не испытываю - не сложилось. Зато Виталик Дубинин любит погонять с ними. "Ночные волки", как дети в песочнице. Крут тот, у кого самый дорогой мотоцикл. Это не по мне. Россия - не Калифорния. Круглый год на мотоцикле не поездишь, а я комфорт люблю.

Больше люблю автомобили: сегодня у меня их два. Но один продаю. Не буду больше покупать "Мерседес" - слишком дорого содержать. А вот вторая машинка любимая - "уазик" военного цвета - и очень простая. Ее собрать может даже пэтэушник. Вот от него исходит настоящий дух байкерства: большие колеса, сидишь высоко, мчишь... Драйв!


Татьяна Шугайло.
Газета «Ежедневные новости Владивостока», 26 мая 2006 года